Блог

Что такое ACT?

Что такое АСТ?

В 70-х годах прошлого столетия она развивалась как программа сознательного дистанцирования от болезненных мыслей. Это один из видов поведенческой психотерапии. Он опирается на контекстуально-поведенческую науку и теорию реляционных фреймов. Метод был разработан Стивеном Хейсом, Расом Хэррисом. Сознательное дистанцирование – это некая тактика признать, что вы отделяете себя от своих мыслей, признаете и видите их существование. Что есть устойчивые поведенческие алгоритмы, которые вы повторяете, даже не смотря на их невыгодность.

В чём суть АСТ? Это обучение взаимодействию с тем, что человек не хочет видеть или чувствовать. Задача в терапии в том, чтобы создать такие условия, при которых клиент обнаружил бы и по возможности захотел пойти навстречу к многогранности своего опыта, не смотря на дискомфорт. В АСТ нет цели избавить человека от симптома или страдания. Уже на первых сессиях мы вместе с человеком выявляем не работающие стратегии его поведения, как и для чего он их использует, как они помогали справляться с трудностями раньше и в какой степени ограничивают сейчас. Читать далее

На ноже надежды

В продолжении заметок о любви.

Точка предательства себя, где в какой момент опыта она начинается? Манкая цель и образ желаемой ситуации, отношений, которых «всегда хотелось» растворяет зону правды. Как мы теряем связь с собой, с правдой о себе, садимся на образ и несемся в беспамятстве?

Чувство ценности и самоценности преломляется потоком идей и мыслей, страхом из прошлого опыта. Опыта, где мы были недовольны собой, спутались с идеей о постоянном_ой себе в особой негативной конфигурации.

В этом месте мы принимаем «решения», коими в действительности они не являются. Идеи просто проникли в ум без критической оценки и остались в нём.

В нелюбви не трудно нанести себе ущерб. Ведь особо нет ничего ценного, не на что опереться и нечем дорожить. Сила образа энергичнее внимательной остановки, просто захватила и несёт.

Решимость замечать в себе хорошее, успехи, многое из того, что довелось пережить, перспектива менее обаятельная, чем вкусная визуализация.

Вернуться в присутствие в настоящем, к замыслу и связи с сердцем и задать себе вопрос «Как я буду себя чувствовать, если я не приду себе на помощь? В какой момент, на чем именно моего доверия и надежды было в разы больше, чем оснований для них? В чем заключается моя красота и чем я смогу поделиться из неё с другими людьми?»

 

 

 

Москва, декабрь 2020.

 

Химера любви

Что-то в последнее время клиенты приносят любовно-романтические темы. Такую спутанность, и когнитивную и эмоциональную вязкость с тенденцией винить себя в собственных реакциях на происходящее в отношениях. Партнёр даёт двусмысленные послания, клиент думает- «это я не так понял_ла, не спросил_ла, не предусмотрел_ла». Что-то не проговаривается в отношениях, не называется – клиент примерно в том же духе отвечает. Словно в нейросети записано чувство ответственности с идеей о плохости себя. Читать далее

Опыт исцеления коллективной травмы в ЮАР

Этот текст я писала для буддийской организации Фонд поддержки махаянской традиции ФПМТ. Для меня это возможность и ценность прикоснуться к буддийской практике и учению, восточной философии и философии южно-африканских народов. Тема дискриминации от расовой до гендерной и сексуальной идентичности человека актуальна и по сей день. У других народов есть опыт преодоления подобных заблуждений ума.

В резиденции Далай Ламы в Дхарамсале периодически происходят встречи с учёными и обсуждаются разные темы, научные открытия и опыт практической деятельности.

И вот в ноябре 2019 г институтом «Ум и жизнь» была организована очередная встреча Его Святейшества Далай Ламы с учеными. Его Святейшество побеседовал с Пумалой Гободо-Мадикицелой, клиническим психологом и социологом, профессором-исследователем исторических травм и трансформации Университета Стелленбош в Кейптауне, Южная Африка.

Собеседники обнаружили не мало общего между философией Убунту распространенной в Южной Африке и буддийской философией. Читать далее

В поисках душевного равновесия.

Помню, когда я приняла решение поступать на факультет психологии то, все что мне хотелось, это стать счастливее, чем я была. Именно жить в радости и полной жизнью было сильным мотиватором, параллельно с желанием выучиться и иметь интересную работу. Позднее это стремление завуалировалось умственной деятельностью, увлечением научными психотерапевтическими подходами и всем процессом обучения. Это было здорово и захватывающе, но после многих лет я стала вспоминать о моем изначальном намерении, обнаружив, как далека я от него. В этой точке произошла встреча ищущего душевного равновесия человека и исследователя, увлеченного своим делом.

Позднее меня заинтересовали исследования в области нейрологического здоровья, нейропластичности головного мозга и другие новейшие открытия в этой тематике. А вместе с тем буддийская философия и психология. Как оказалось в двух этих дисциплинах можно заметить немало общего. Читать далее

В пути. Или о самопринятии

Данная статья подготовлена на основании моего практического опыта работы с цисгендерными женщинами нетрадиционной сексуальной идентичности. По моим наблюдениям и учитывая переживания клиенток, мы заметили связь между чувством уязвимости и потребностью в самоактуализации, в желании освободиться от отождествления себя с гендерной ролью и связанного с ней стыда.

Читать далее

От страха к переживанию чувства Дома

Ощущение или переживание состояния «дома» знакомо нам всем на глубинном уровне. Оно когда-то было осязаемым для каждого из нас, но для одних оно является естественным прямо здесь-и-сейчас, а для других еле уловимым. Когда мы находимся внутри этого переживания, мы ощущаем эмоциональное и физическое расслабление. Состояние релаксации никоим образом не связано с внешним состоянием и обстановкой дома в его физическом смысле. Мы именно ощущаем его всем телом, проживаем на уровне души.

Читать далее

Вина и раскаяние

Каждому из нас известно такое чувство как переживание вины. Оно гложет нас изнутри, гнетет нас, мы ощущаем тяжесть на душе. Нас тянет мысленно вернуться к ситуации, своему поступку, к человеку, перед которым мы виноваты.  Имеет место переживание своей плохости, недостойности, может быть даже испорченности. Все это тяжело выносить, хочется поскорее найти какое-то утешение, успокоение, получить прощение. И только, получив это прощение, мы можем позволить себе вернуться к внутреннему равновесию, как бы завершить эту ситуацию и отпустить ее.

Читать далее