Блог

Что такое ACT?

Что такое АСТ?
В 70-х годах прошлого столетия она развивалась как программа сознательного дистанцирования от болезненных мыслей. Это один из видов поведенческой психотерапии. Он опирается на контекстуально-поведенческую науку и теорию реляционных фреймов. Метод был разработан Стивеном Хейсом, Расом Хэррисом. Сознательное дистанцирование – это некая тактика признать, что вы отделяете себя от своих мыслей, признаете и видите их существование. Что есть устойчивые поведенческие алгоритмы, которые вы повторяете, даже не смотря на их невыгодность.
В чём суть АСТ? Это обучение взаимодействию с тем, что человек не хочет видеть или чувствовать. Задача в терапии в том, чтобы создать такие условия, при которых клиент обнаружил бы и по возможности захотел пойти навстречу к многогранности своего опыта, не смотря на дискомфорт. В АСТ нет цели избавить человека от симптома или страдания. Уже на первых сессиях мы вместе с человеком выявляем не работающие стратегии его поведения, как и для чего он их использует, как они помогали справляться с трудностями раньше и в какой степени ограничивают сейчас.
Мы изучаем контекст жизни клиента и ищем актуальную для него мотивацию для желанных перемен. Для человека это всегда увлекательно, он узнаёт себя, начинает больше понимать свое поведение, удивляться от нового взгляда на события и отношения с окружением. Поведение – это весь психологический контекст. Например, принятие своих телесных ощущений или сложных эмоций и это отражает внутреннее поведение. Такое как оценка событий, сравнение, критика или же напротив, отказ от них. Внешнее поведение – это наши действия в предлагаемых жизнью обстоятельствах, которые мы можем физически почувствовать или заметить.
В АСТ мы обучаем клиента действовать, не смотря на – боль, дискомфорт, эмоциональное состояние. Разделению с мыслями вместо спутывания с ними. Принятию опыта вместо его оценки – плохо так чувствовать или так быть не должно. Для этого в АСТ отводится отдельное место для развития навыка внутреннего наблюдателя в рамках практик осознанности.
Пример Наблюдатель: например, о том, как устроен наш ум интересно провести такую аллегорию – ум как небо. Представьте, что вы находитесь может быть где-то на берегу моря или вашего любимого озера или где-то еще. Смотрите на небо и наблюдаете за тем, как собирается гроза. Вы видите, как медленно наползают тучи, у неба меняется цвет. М.б. слышны раскаты грома. Постепенно небо светлеет, вы наблюдаете как по нему плывут облака. Меняется погода, но небо остается неизменным. Также и наш ум – сотни мыслей пробегают в уме за минуту, но вы при этом не рассыпаетесь, не бежите опрометь голову. Вы наблюдаете, регистрируете мысли, но при этом не сливаетесь с ними и не принимаете каждую из них за чистую монету.
  • Цели АСТ – развитие психологической гибкости, понимание контекста-ситуаций, контакт с глубинными мотивами. Поведение человека – это мостик изнутри к контексту или наружу. Гибкость психики определяет, что человек делает в каждой конкретной ситуации.
Пример гибкости и ригидности: клиентка фотограф по профессии рассказывает, как она выехала на съемку и обнаружила уже на месте, что забыла взять необходимое освещение. При этом мгновенно начала себя критиковать: «Вот я дура, ведь 10 раз проверяла все ли взяла, а вспышку оставила дома. Ну как такое могло случиться! Т.к. у нее уже были навыки по самопомощи, она весьма быстро прекратила этот негативный поток в свою сторону и сказала себе: «Ок, я что-нибудь придумаю, сейчас день, помещение светлое и начала обыгрывать ситуацию с теми возможностями, которые у нее были в доступе.
Развитие психологической гибкости – способность быть осознанно в контакте с текущим моментом и выстраивать поведение с учетом контекста и в соответствии с выбранными ценностями. Двигателем психологических изменений служит контакт человека с его основными смыслами и шесть навыков психологической гибкости.
И вот эти навыки: присутствие в моменте/осознанность; принятие; разделение с мыслями; наблюдающее Я; выбор ценностей-смыслов; мотивированные действия.
  • Что такое принятие? Открытость к тому, что причиняет нам боль. Это позиция, которая предполагает встречать происходящее. Принятие не означает смирение и пускание ситуации на самотёк. На сессиях мы обучаем клиентов доброжелательно и без оценочно относиться к тому, что становится доступным для восприятия. В нашей культуре принято хотеть приятного и отвергать не приятное, болезненное. И такая привычка к избеганию зачастую является предвестником возникновения множества эмоциональных расстройств.
Пример:
Иногда бывает так, что нам необходимо убежать. Например, выйти из отношений, которые вас скорее опустошают, чем наполняют. И это будет осознанное избегание, которое сработает на пользу, хотя узнать об этом вы сможете лишь спустя время. Но перед тем, как вы примите это решение, вы встретитесь самым честным образом с сюжетом ваших отношений, не стараясь завуалировать их стороны, которые неприемлемы для вас.
  • Что такое ответственность? Это то, что означает для вас что-то особенное. Ответственность – это не прекращаемый поток действий, направленный на изменения в поведении на ваше благополучие, на раскрытие творческого потенциала и на всех, кто важен в вашей жизни. Это активный выбор, что делать дальше. Кто у руля? Кто мной управляет – я или мои импульсы, мысли или желания. В повседневной жизни мы становимся не чувствительны к тому, что нас окружает. Для этого в ходе сессий мы обучаем клиентов навыкам светской медитации или практике осознанности. Эти методы помогают стабилизировать эмоциональное состояние, приучают брать паузу, когда это необходимо, чтобы осмотреться и принять верное решение. Замедлиться для того, чтобы заметить, что происходит, обратить внимание и услышать себя. Они заимствованы из восточных философских школ и подразумевают собой именно светский контекст, тренировку ума. На терапии мы создаем условия, чтобы человек смог их ощутить, вдохновиться и выполнять самостоятельно. Это и будет являться переформулированием привычек или поведения, наработкой новых желанных алгоритмов, которые будут вести к жизни, которую действительно хочется жить.
От привычек весьма сложно избавиться, поэтому АСТ включает в себя практики осознанности, тренинги навыков, дневники наблюдения.
Пример ответственности: в свое время у меня случилась травма позвоночника. И с тех пор я знаю, что мне рекомендуется не перегружать спину, необходимо заниматься плаванием или йогой. И это не одноразовая акция время от времени, но постоянное внимание к спине, к нагрузке, и в целом на ее состояние. Я стараюсь каждый день что-то выполнять для снятия напряжения с мышц спины, что и подтверждает мою решимость поддерживать физическое благополучие.
  • Итак, три основы АСТ – открытость, осознанность, вовлеченность. Мы открыты к предлагаемым жизненным обстоятельствам и с пониманием и доброжелательностью смотрим на это. Осознанность – это способ признать, что вы отделяете себя от своих мыслей, признаете и видите их существование и не идёте у них на поводу. Определяющий критерий здесь весьма прагматичный – если я буду так думать, это приведет меня к тому, что мне действительно важно или нет? Вовлеченность – это непосредственные действия, которые человек совершает для приближения к своим ценностям. И здесь мы помогаем ему отделить собственные ориентиры от навязанных из вне. И это бывает не просто, т.к. на нас постоянно влияют внешние источники (семейные правила, сми, правила учреждений в которых мы находились, власть, маркетинг и т.п.). И чтобы замечать свою связь с тем, что для вас действительно имеет значение важна решимость, мотивация. Внешняя среда предлагает нам множество соблазнов, и мы можем отвлекаться от действительно важного в нашей жизни и стремиться удовлетворить на этом фоне потребности краткосрочной перспективы. Поэтому чтобы держать связь с нашими смыслами и благополучной долгосрочной перспективой нам необходимо устойчивое внимание.
  • Вначале видео я упомянула о теории реляционных фреймов как базового основания АСТ? РФТ — это современная теория языка и мышления.
Заключается в том, что человек может построить связь между событиями, которые на первый взгляд никак не соотносятся между собой. Это создает сеть связей. Мы учимся через эти сети связей и потом мы уже не можем просто так избавиться от них, взять и стереть их.
Например: привычка снимать стресс алкоголем когда-то служила тому, чтобы вы могли чувствовать себя раскрепощенно и драйвово на людях. И в какой-то период времени она работала и выполняла позитивную функцию, вы чувствовали себя раскованно. И может быть даже от вашей раскованности зависела способность поддерживать важные знакомства, да и просто мочь поддерживать отношения. И у вас закрепилось поведение – стресс-алкоголь-расслабление. Но сейчас может быть вам уже нет необходимости прибегать к помощи алкоголя, вы и без того отлично общаетесь. А привычка осталась.
Подобная привычка — психофизиологический процесс, похожа на бег по кругу и зачастую связана с выживанием. Ведь она когда-то помогла вам, вы не остались без друзей и без важных отношений. Вот поэтому от привычек не так просто избавиться.
И так, давайте подведем итоги: АСТ направлена на то, чтобы обучить людей быть открытыми тому, что с ними происходит. Согласиться, что ситуация м.б. болезненной, осознать это и принять верные и экологичные решения. Дальше включиться в жизнь и ее важные аспекты.